Футбольные гены: отец и сын Милько рассказали о своем пути в спорте

Продолжая рубрику интервью с известными футболистами Николаевщины, мы пообщались с династией Милько. Иван Иванович Милько в прошлом футболист, сейчас воспитывает подрастающее поколение спортсменов в ДЮСШ города Первомайск, гордится своими воспитанниками, в число которых входит и его сын.

Вадим Милько прошел динамовскую школу, выступал за молодежную сборную Украины, а сейчас вместе с «Колосом» удивляет Высшую лигу и строит планы на еврокубки.

Начало истории футбольной династии поведал нам Иван Иванович. 

Иван Иванович, как вы попали в футбол, с чего начинается футбольная история династии Милько?

В футбол попал не случайно: у меня старший брат занимался этим спортом и я пошел по его стопам. У него была кличка Биба, и когда я в секцию пришел заниматься, мне она передалась – стал меньшим Бибой. И так поехало, у всех Милько клички передаются из поколения в поколение. И у сына она же. С 6 лет я занимался у заслуженного тренера Украины Леонида Григорьевича Кривицкого. У нас была очень хорошая команда, он воспитал приличных футболистов в свое время. Наша команда «Юность» стала чемпионом Советского союза, выиграла «Кожаный мяч» в 1977 году. Чемпионами Украины были, выигрывали школьную спартакиаду – мы все выигрывали, кроме чемпионата области, тяжело было в то время его выиграть (смеется)

Большую часть своей игровой карьеры вы посвятили местным клубам – первомайскому «Фрегату» и южноукраинской «Олимпии», но были и криворожский «Кривбасс», и херсонский «Кристалл». Вы намерено не хотели покидать родные места или не было возможности?

Был еще «Строитель» Сыктывкар в России. У них тогда тренер был из Первомайска Марьяшко, который пригласил воспитанников Первомайска. Мы там два года поиграли. Меня и в «Эвис» приглашали, Ищенко тогда был тренером. Потом начали предложения сыпаться из разных клубов, я выбирал, где было лучше, хотелось играть, а не просиживать на скамейке. Бегал по разным клубам.

Что вам больше всего вспоминается из игровой карьеры?

Если брать из достижений, то стать чемпионом Советского союза в то время было практически невозможно – это самое запоминающееся достижение. Нам даже хотели присвоить кандидатов в мастера спорта, нам было по 16-17 лет. Надо было ехать в Киев, но тренер тогда приболел, так и замяли. Мы были у Щербицкого на приеме в Киеве – это, конечно, запоминается, встречались с Лобановским.

В игровой карьере – это «Кривбасс», там хорошие очень тренера были, в частности Терлецкий Иван Иванович. У меня вообще все тренера были хорошие. И Шалычев тоже хороший тренер был в «Кривбассе», в Херсоне – Веремеев. Мне повезло с тренерами, особенно в детстве с Леонидом Григорьевичем Кривицким. Он не любил то, что было вокруг футбола, он любил именно футбол и детей. И нам передал всю свою мудрость. Из нашей юношеской команды 10 человек играли в командах мастеров. Он сильный пример нам дал, мы часто вспоминаем его. 

Сейчас вы занимаетесь тренерской деятельностью, воспитываете юных спортсменов. Какой вы тренер? Чей тренерский стиль вам ближе?

Я не отношу себя к «мягкому» тренеру, дети меня слушают, им приятно со мной работать. Я считаю, что дисциплина очень важна. Знаете, есть такое выражение: «дисциплина бьет класс», вот и я придерживаюсь такого мнения. Мне достаточно было Леонида Григорьевича Кривицкого – это отпечаток на всю жизнь – отложилось понимание людей, того дела, которым ты занимаешься. Это единственный тренер, который оставил такой след. Были и дальше хорошие тренера, как я уже говорил, но когда переходишь из детского во взрослый футбол, его слова вспоминаешь, каким футболистом надо быть на поле и не только на нем. Он заставлял нас учиться, даже проверял дневники – был как второй отец. Это был величайший тренер.  

Какие планы на будущее со своей командой?

Задачи ставить можно тогда, когда есть финансирование, а мы муниципальный клуб. Я сейчас тренирую детей и нашу взрослую команду (МФК «Первомайск»). Мы хотели на первенство Украины заявить детей, потому что у нас хорошие ребята, мы уже четвертый или пятый год первое место в области занимаем. Когда мы выезжаем на первенство области, то нам помогает управление образования, но на Украину они не помогают. Все упирается в деньги. А мы зависим только от бюджета города. Виртуальные деньги выделили, а в бюджете денег нет, и выкручиваемся, как можем. Конечно, мэр и депутатский корпус помогают, благодаря им выделяются деньги на развитие спорта и в частности футбола.

Вы за свою тренерскую карьеру выпустили немало спортсменов, кем гордитесь из своих воспитанников?

У меня есть воспитанники, которые сейчас играют в командах мастеров, и в Николаеве в частности – Швец Влад и Пасичник Василий, в Польше играет его брат Пасичник Владимир. На первенство Украины много наших воспитанников играли. Сергиев Тарас уже тренер детской команды в «Говерле». Човко Сергей с Малеванным Владимиром играли в Белой Церкви, потом Малеванного приглашали в «Сталь» Алчевск.

Сын в этом перечне есть?

Да, конечно! Еще когда он был маленький, мы с женой как-то сидели на пляже, я подбросил рукой мячик, а он пошел за ним, хотя тогда вообще еще не ходил. Мы были в шоке. Жена тогда сказала, что точно будет футболистом, как я. И он благодаря своим стараниям стал им. Бывало такое, что я приходил с тренировок уставший и совсем не хотелось идти на стадион, а он меня заставлял, и приходилось идти и с ним еще тренироваться. Так он держал меня в форме, а я его. И я его отдал в интернат с седьмого класса. Когда уже забирал документы со школы, мне говорили, вдруг не поступите, не спешите, а я был уверен, что поступит. Я же был тренером, видел, на что он способен.

Не тревожно было такого маленького отпускать так далеко?

Я постепенно подготавливал жену и когда уже Вадик поступил, первое время мы ездили к нему чуть ли не каждую неделю. А потом он начал втягиваться и мы все реже приезжали. Позже он стал капитаном команды, заработал авторитет. Потом и в дубле «Динамо» был капитаном. А спустя время его подтянули уже в первую команду, тогда Сабо их тренировал. Я помню, игра была с  «Нефтяником», на которую Сабо выставил всю молодежь: Вадика, Мандзюка, Милевского, Допилко. Они проиграли 1:0 и Сабо для себя сделал вывод, что рано им еще играть во взрослой команде. Им тогда было по 17 лет. Я считаю, надо было доверять людям, по одной игре судить никак нельзя, но Сабо пошел другим путем: начал приглашать других футболистов. Заиграть в киевском «Динамо» очень тяжело, но он играл, старался. А потом Безсонов принял ФК «Харьков» и предложил Вадику подписать с ними контракт. Он бы может и не уходил из «Динамо», но там была игровая практика, что немаловажно. Он же играл за сборные, начиная от юниорской до молодежной, поэтому хотелось, чтобы была игровая практика. 

Учитывая, что вы сами в прошлом футболист, сейчас тренер, был ли вариант у вашего сына выбрать другое увлечение, не футбол?

Мне кажется, что вариантов не было. Когда я уже играл в Южноукраинске на первенство Украины по аматорам, я его частенько брал с собой в поездки на игры, и он так втянулся, ему нравилась эта футбольная жизнь. Это гены, наверное, сработали (смеется).

Вы были первым тренером Вадима, тяжело тренировать собственного ребенка?

Нет. Он начинал со мной, но на тот момент я еще сам играл, поэтому его еще тренировали Николай Дмитриевич Флакей, потом Константин Дмитриевич Доценко, а потом я уже плотненько присел на него, когда увидел задатки. Знаете, когда отец видит перспективы, как и каждый учитель, то старается развивать их.

Спрашивает сын вашего совета как тренера или как отца сейчас, когда перешел уже на профессиональный уровень?

Да, для него мой совет важен. У нас мнения очень сходятся. В предыдущих играх на первом этапе в игре против «Шахтера» он забил два мяча. Так он интересуется: как я забил. После каждой игры меня спрашивает, как кто сыграл, и я ему всегда честно говорю свое мнение. Я ему так и говорю, что если плохо сыграл, то папа всегда скажет, что плохо.

Советовался по поводу смены команды?

Честно, я не хотел, чтобы он уходил из Киева. Но он сказал, что Безсонов тренером будет, и он шел к тренеру, хотел играть, хотелось показать себя. Потом уже ставил перед фактом: вот приглашают в «Зарю». Конечно, говорю, иди в «Зарю».

Сейчас следите за играми сына?

Обязательно смотрю все игры и не один раз, смотрю повторы, анализирую, как бы можно было сыграть в отдельных моментах. После футбола он мне звонит, и мы очень долго разговариваем на эту тему.  

Гордитесь успехами Вадима?

Да, очень! Я вообще горжусь своими детьми. У меня прекрасная дочка воспитывает двойняшек, у сына тоже двое детей: Полина и Ванюшка.

Внук тоже будет футболистом?

100%. Так хочет сын, и я не против, конечно. У него уже есть задатки. Мы с женой ему подарили ворота, и он неплохо уже так лупит по ним в свои три года. И теперь он заставляет папу идти с ним играть. Я говорю сыну: Вадик, теперь ты прочувствуй это, когда после тяжелой тренировки ты гнал меня на стадион, теперь все это продолжается у тебя.

То есть, футбольная династия Милько на Вадиме не заканчивается?

Нет, династия продолжается, и дай Бог, чтоб и у сына, и у внука все сложилось. И конечно, я горжусь Вадиком очень. Он не только футболист хороший, но и человек очень хороший. Я как папа могу похвалить его.

Далее рассказ отца продолжил и сам Вадим Милько, который в настоящее время усердно готовится с командой к продолжению Чемпионата Украины.

Вадим, расскажите, с чего начиналась ваша футбольная жизнь? Повлиял ли отец как бывший футболист на ваш выбор увлечения?

Естественно, так как он бывший футболист, это его заслуга, что я начал делать свои первые шаги в футболе. Все началось с 6 лет, с детско-юношеской спортивной школы Первомайска. И отец был одним из первых моих тренеров, можно сказать. Но хотелось бы и Константина Дмитриевича Доценко и Николая Дмитриевича Флакея отметить – они тоже сыграли свою роль в моем становлении как футболиста. Отец никогда на меня не давил с выбором увлечения, он сам понял, что мне это нравится и только помогал. Ничего мне не навязывалось – это была моя позиция и мое желание. 

Когда твой первый тренер – это твой отец, это, скорее, плюс или минус? Ощущали, что к вам другое отношение?

Я с отцом занимался до 6 лет, он меня тренировал  индивидуально, а именно в ДЮСШ я занимался с другими тренерами, поэтому не было этой разницы в отношении. Он, если честно, грамотно выбрал такую стратегию, что до 6 лет подвел меня к этому и отдал другим тренерам. Я считаю это правильно. 

Спрашиваете совет у отца сейчас, когда уже стали профессиональным футболистом?

Как таковых советов – нет, но мы созваниваемся сразу после каждой игры, и он может и покритиковать меня, и похвалить. Мне интересно услышать его мнение, что он увидел хорошего, а где были ошибки. Это до сих пор так и есть.

После переезда в Киев вас очень скоро заметили динамовские представители. Это была, скорее, удача или ваша цель? Мечтали попасть в «Динамо»?

Будучи ребенком, в 8-9 классе, я думаю, все ребята хотели попасть в «Динамо» Киев либо в «Шахтер» Донецк. Но так сложились все пазлы, что я был на виду, в Киеве, и рядышком было «Динамо», тренеры посмотрели на меня, им, я так понимаю, понравилась моя игра и они позвонили отцу – не мне, а ему, — чтоб он, в первую очередь, дал согласие, готов ли он отпустить меня в «Динамо». Он встречался с ними, ездил на переговоры, а потом уже меня поставили в известность и я сказал, как и любой другой ребенок бы: «Конечно, я хочу играть в «Динамо».

О нагрузках в «Динамо» ходят легенды, действительно ли было так тяжело? Как вы выносили физическую подготовку.

То, что у меня в «Динамо» было две операции до 20 лет, говорит о том, что нагрузки были слишком тяжелые. Но ничего страшного, втягивались. Может, изначально для тех, кто только приходил в команду, было тяжело, но со временем привыкаешь, и не так ощущаются эти нагрузки. 

Поменяла динамовская школа вас как игрока?

Я думаю, что дала только очень много плюсов в игре. Что поменяла, я не могу сказать, но я рад, что прошел такую школу – это большого стоит, она много дала мне в дальнейшем.

Игровая карьера у вас достаточно разнообразная, где было играть комфортней? Где вы раскрылись как игрок лучше всего?

Сложный вопрос, но если так подумать, то лучшие мои годы, наверное, связаны с «Колосом». Были неплохие отрезки в луганской «Заре», я там провел очень хороших 3,5 года. Но в Луганск я пришел на все готовое, команда была в Высшей лиге, а то, что происходит сейчас с «Колосом», как говорится, мы пишем историю вместе. Я пришел в Первую лигу, через два года мы вышли в Высшую, буквально через полгода вошли в шестерку, и, могу вам сказать, никто этого не ожидал. Наверное, все лучшее связано с «Колосом».

Вы поиграли в чемпионате Белоруссии. Отличается их подход к игре, тренировкам от нашего? Комфортно вам было там играть?

Если честно, я попал в хорошие руки в белорусских командах в плане тренеров. У меня был Сиднев Александр Сергеевич – очень хороший специалист, я считаю. Мне его тренировочный процесс очень нравился, мне было интересно. Сказать, что это был зарубежный опыт, я не могу, потому что мы все славяне, у нас похожие интересы. В Слуцке тоже хорошие тренера были. Мне пошел на пользу этот опыт.

Есть команда, в которой хотелось бы поиграть, возможно, в детстве мечтали в каком-то европейском клубе заиграть?

Нет, если честно. Надо реально смотреть на вещи и оценивать свои возможности. Естественно, хотелось бы заиграть в «Динамо», но так случилась судьба, что я там не закрепился, но повторюсь, мне очень помогла динамовская школа. Я очень благодарен всем: и руководству, и президенту Суркису, что они столько вложили в меня и помогли мне развиться как футболисту.

Не жалеете, что тогда ушли из «Динамо» в Харьков?

Знаете, как говорится: «Знал бы прикуп, жил бы в Сочи». Если бы я знал, что команда развалится через полгода, естественно, я никуда бы не пошел. Но так как меня выкупили еще в «Динамо», я так понимаю, за неплохие деньги, меня тренер хотел видеть у себя в клубе, и Высшая лига для 21-летнего парня – это был для меня очень хороший опыт. Я, если честно, мечтал, что вернусь в «Динамо» после Харькова, но сложилось по-другому. Если бы знал, то, возможно, не пошел бы, но сейчас не жалею, потому что после этого я хорошо себя проявил в «Харькове» и меня забрали в луганскую «Зарю».

Вы входили в состав сборной Украины в трех возрастных групп. Игра в клубе и за сборную отличается? Какие ощущения, когда приходит вызов в сборную?

Все мечтают играть в сборной от любого возраста: от Ю-16 до национальной. К сожалению, до национальной возрастной категории я не дорос. Естественно, когда приходит факс, и тебе объявляют вызов в сборную, то туда едешь с удовольствием. Не просто переждать, перебыть, отдохнуть от клуба – нет, ты едешь с удовольствием. Когда играет гимн Украины, я думаю, у каждого мурашки бегут – находишься ты на поле или на трибуне – это непередаваемые ощущения. 

В сезоне 18-19 годов вы в составе «Колоса» Ковалевки завоевали серебро Первой лиги и вышли в Премьер-лигу. Там тоже неплохо себя зарекомендовали. Какие задачи ставил пред вами тренерский штаб и руководство? Достигли их?

Перед началом Чемпионата, когда мы только вышли в Высшую лигу, так как мы были новички, руководство поставило перед нами задачу занять 8 место. Но так как аппетит приходит во время еды, люди поняли, что мы можем играть на равных и с грандами, что мы и показывали, мы перевыполнили задачу и вышли в шестерку. Все опешили, и наши конкуренты, в частности, и это сыграло с нами злую шутку: уже в шестерке к нам по-другому начали относиться. Мы уже не тот «Колос», который только вышел из Первой лиги в Высшую, это «Колос», которой уже как будто лет 5 там играл. Отношение поменялось. Но ничего, у нас послезавтра игра с «Шахтером» (имеется в виду 14 июня, — прим.авт.), будем удивлять их, что делать? Их остановить по этим двум турам никто не может, но посмотрим, получится ли у нас. Будем стараться.

Планируете «Шахтеру» еще забивать, как в первом круге?

меется) Так как я по статистике забиваю раз в 10 лет, то не знаю. Но, конечно, хочется забивать «Шахтеру», тем более по два гола редко кто им забивает. Но у меня такая позиция, что нужно держать баланс между защитной и атакующей линиями. А забивать хочется в каждой игре.

Карантин сильно выбил из строя лично вас и команду в целом?

Честно сказать, отличается от отпуска, потому что в отпуске можно и в футбол поиграть, и в зал сходить – держать себя в тонусе. А так как в карантин особо и выйти было некуда, то тяжеловато набирать форму. Но через игры, тренировки все будет нормально, тем более у нас задача сейчас – выход в плей-офф Лиги Европы. Так что, я думаю, к этим играм мы подойдем в хорошем тонусе и настроении.

Вспомните самый памятный для вас матч в карьере?

Если из последних, то, естественно, матч с «Шахтером». Я в своей жизни забил три мяча в Высшей лиге и три Пятову – это мой вратарь. Так что, наверное, это все-таки последние 4:3, когда мы проиграли дома, но вышли в шестерку. Нам немного не хватило, чтобы зацепить «ничейку» с нашим грандом, но это, наверное, самый памятный матч.

Поделитесь планами на будущее?

В футбольном плане, так как руководство «Колоса» решило продлить со мной контракт еще на год, меня это воодушевило и хочется больше принести пользы именно этой команде. В каком качестве? — пока будут силы, естественно, хотелось бы еще играть в футбол. Но хочу сказать, что клуб – не однодневка, он развивается, сейчас троят стадион. Хочется достичь результатов именно с ним, вывести «Колос» в еврокубки.

Как мне известно, ваш сын уже в своем довольно юном возрасте проявляет футбольные задатки. То есть возможность, что на вас футбольная династия Милько не закончится? Как вы относитесь к тому, что и ваш сын когда-то захочет посвятить себя этому спорту?

Я буду очень рад. Ему это пока нравится, но говорить еще рано, потому что сыну только три года будет. Я вижу, что у него есть эта тяга, но заставлять его я не буду. Будет интересно – я буду готов помогать и поддерживать. И естественно, хотелось бы, чтобы династия продлилась, тут никто не скроет, особенно дедушка. Хотелось бы, а там уже как получится.

Фото из интернета